“Война, война, святая проза!”


      В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданием миллионов людей. В этом году наша страна празднует 69-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но, как утесы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое. Память нужна не только тем, кто выстоял и победил, еще нужнее она молодым, чтобы они знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

Напоминанием о тех страшных военных днях будут служить выставки литературы.

наш комбатнаш комбатГранин, Д.  Наш комбат

Через много лет после войны несколько бывших однополчан встречаются на том месте, где зимой 1941 года они отразили атаки гитлеровцев и не пустили их в Ленинград. Осматривая немецкие позиции, бывший комбат понимает, что позиции фашистов в этом месте были далеко не так сильны, как казалось, и их батальон мог бы не просто обороняться, а захватить немецкий «аппендицит», вклиненный в нашу оборону. Сколько людей остались бы живы, знай он тогда про некий овражек, и про то, что у немцев, оказывается, здесь не было железобетонных дотов… Что же делать с этим знанием теперь?

 

Друнина, Ю. За минуту до боя

Друнина за минуту до боя

Свое участие в войне Юлия Друнина – девочка из интеллигентной московской семьи, ушедшая на фронт в 17 лет,- считала не заслугой, а удачей: “Когда б сложилась жизнь моя иначе,- как в день Победы стыдно было б мне!..” До конца своих дней старшина медицинской службы, сама не избежавшая двух ранений, Друнина ощущала себя “связной между теми, кто жив и кто отнят войной”. Поэтому даже в ее многочисленных стихах о любви так часто возникает тема войны… “В школьные годы я была, так сказать жрицей чистого искусства. Писала только о любви, преимущественно неземной, о природе, конечно экзотической, хотя не выезжала никуда дальше дачного  Подмосковья. Замки, рыцари, прекрасные дамы вперемешку с ковбоями, лампасами, пампасами и кабацкими забулдыгами – коктейль из Блока, Майна Рида и Есенина. Всё это мирно сосуществовало в этих ужасных виршах. Мы пришли на фронт прямо из детства. Из стихов моих сразу как ветром выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам” (Юлия Друнина).

 Васильев, Б. Офицеры

Б васильев Офицеры

Повесть известного русского писателя Бориса Львовича Васильева (р. 1924) “Офицеры” вошла в золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне и легла в основу одноименного фильма. Написанная сорок лет назад, она по-прежнему тревожит и волнует, поскольку долг, честь, совесть, любовь – понятия бессрочные. Профессия “Родину защищать” – трудна и почетна, а люди, выбравшие ее, – бесстрашны и мужественны. В книгу также вошли повести “Аты-баты, шли солдаты…” и “Завтра было война”.

Пикуль. В.  «Реквием каравану PQ-17»

пикуль реквием

Книга Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17» посвящена одному из драматических эпизодов Второй мировой войны – гибели союзного каравана в северных широтах. Это произведение, которое сам автор назвал документальной трагедией, можно уверенно назвать визитной карточкой писателя. Валентин Пикуль проявил себя в этой книге как литератор-документалист, не лакирующий действительность, а ищущий истину.

 

 

Бондарев, Ю. Горячий снег

горячий снег

Юрий Бондарев — выдающийся русский писатель, прошедший в годы войны от Сталинграда до Чехословакии. События романа «Горячий снег» разворачиваются в холодном декабре 1942 года под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, когда одна из наших армий сдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести её из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков. Плотность времени столь высока в романе, что возникает ощущение перехваченного дыхания. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших её сил.

 Быков, В. Обелиск

быков

Безымянный герой повести приезжает на порохоны Миклашевича, коммуниста и хорошего учителя. Здесь он знакомится с Ткачуком, который рассказывает ему историю об учителе Морозе и его учениках, среди которых был и Миклашевич. Это случилось в годы войны, когда Белоруссия была оккупирована войсками вермахта. Мороз пожертвовал жизнью ради своих учеников, но на обелиске нет его имени, хотя его постоянно кто-то дописывет. Интересная и грустная история об отваге, доблести и чести людей, подвиги которых несправедливо забыли.

 

а зори здесь тихие

Васильев,Б. А зори здесь тихие

В жизни случаются вещи жестокие и непонятные. В этой повести молодые девушки сталкиваются со смертью просто потому, что идёт война. Этих девушек, сам того не зная, ведёт на смерть мужчина. Он будет жалеть об этом до конца жизни. Это история о том, как девушки убивают и умирают вместо того, чтобы жить и давать жизнь. Это история о том, чего быть не должно.

 

Алексиевич, С. У войны не женское лицо

у войны не женское лицо

Одна из самых известных в мире книг о войне, положившая начало знаменитому художественно-документальному циклу Светланы Алексиевич “Голоса утопии”. Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. Последняя авторская редакция: писательница, в соответствии со своим творческим методом, постоянно дорабатывает книгу, убирая цензурную правку, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. “У войны не женское лицо” – опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны.

далекий гулнаш комбатПремия Рышарда Капущинского(2011), за лучшее произведение в жанре репортаж, премия “Angelus” за 2010 год.